23.07. 2016

Каждый раз, добиваясь какой-то цели, начинаешь думать, что это — вершина, апогей затраченных сил и величайшее достижение. Так можно думать и день, и другой, продолжая и дальше себя обманывать, но на это нужно время, которого, у нас то, как раз и не было. Днёвка закончилась, оставив позади два дня изнурительного подъёма по куруму — настал волнующий момент прохождения перевала Тюте. Хотя, конечно, легко сказать — настал; до этого момента нужно и поесть, и бивуак свернуть, и велосипеды собрать! Всё это требует некоторых временных ресурсов, причём немалых, а потом до перевала нужно ещё дойти. Что интересно, после подъёма на куруму и всех стадий «принцессочности» казалось, что подняться к перевалу просто пустяк. В это охотно верилось после вчерашней прогулки к Водопадному, за одним лишь исключением, что гуляли мы налегке, а вот подъём предстоит с велосипедами и рюкзаками, так то!
Как бы то ни было — пора выдвигаться, медлить нельзя, этого просто не позволяет Алтай, нагоняя на нас тёмные дождевые облака. Это не шкодливые проделки пегаски — это указание к действию, суровое, без лишних прелюдий, и оттого — более чем доходчивое! Чтобы облегчить подъём, велосипеды и рюкзаки поднимали отдельно, а я разделил содержимое рюкзака на две части и поднимался аж в три этапа, но так было проще, без риска порвать и без того повидавший виды новенький рюкзак. Стоило нам снять лагерь и подняться по тропе вверх, как на ЗГ потянулись туристы, целые сутки мы были здесь в гордом одиночестве, а теперь народ словно почуял наш уход, боясь до этого повстречаться с чудиками, таскавшими два дня к ряду велосипеды и рюкзаки по куруму. Оглянувшись на прощанье, я видел их робкие шаги, как они неуверенно озирались, внимая цветущему великолепию, и, конечно же, от моего взгляда не ускользнули их крохотные рюкзачки. И вроде мне надо им завидовать, ведь они только что преодолели курум, поднялись на ЗГ, а я поднимаю к перевалу только лишь часть своего рюкзака и уже запыхался, зато я абсолютно точно уверен, что увижу гораздо больше, за это я и трачу столько сил, иначе алтайская красота недоступна.

Поднявшись к перевалу, каждый из нас прочувствовал, что одним только курумом мы не отделаемся. Что есть сил, хлестал дождь, то и дело, поколачивая нас градом. Беркут, Резидент, Сталкер и я сосредоточились возле бочки, оставленной гляциологами, а Гоблин и Тан Яла пошли в обход, чтобы снимать на видео наше прохождение. Что интересно, прохождение оказалось у каждого своё: что я, что Сталкер, наотрез отказались съезжать с перевала, опасаясь поскользнуться и покатиться кубарем по мокрым камням. А вот Беркут и Резидент спокойно съехали вниз, эффектно покрасовавшись перед камерой. Честно говоря, я не знаю, как им удалось проехать по перевалу; с моими изнурёнными дорогой «панарейсерами» даже пешком приходилось идти с большой осторожностью. Куда уж там до моей маленькой пони из головы, которая, судя по всему, успела побывать в долине и увидеть там что-то интересное, но что именно — она как всегда молчала, терпи мол. А терпеть пришлось долго.

Преодолев перевал и взяв курс на долину Тюте, мы оказались в удивительном месте: здесь снег соседствовал с цветущими проталинами и искрящимися озёрами, климатические зоны менялись буквально с каждым шагом. Красота завораживала, кружила голову, роняла вместе с велосипедом на ровном месте! Резидент, занявший наблюдательную позицию на одном из снежников задорно комментировал происходящее, добавляя свою особенную атмосферу эйфории и чего-то нереального, я к тому моменту окончательно Осознал, что реальность претерпела некоторые коррективы, теперь мы в другом мире, где абсолютно нет людей. Да здесь не то что людей, здесь от них ни фантиков, ни осколков нет! Возможно, мы и впрямь первые, кто спускается в долину Тюте через перевал, ведь дальше – тупик! Да, для большинства туристов это действительно тупик, а местным жителям такие сложные маршруты не интересны, им нужно скотину пасти и безопасно ходить на охоту, а здесь это затруднительно.

Стоило нам вырваться из плена снежников, мы подошли к скальному обрыву у каменистого лога звонкого ручья, вытекающего из ледника и несущего свои воды к Тюте. А вот как нам донести себя в долину Тюте — мы не знали, причин тому было несколько: во-первых, топографические карты не способны дать столь подробной информации; во-вторых, дождь, прогнавший нас с Зелёной Гостиницы и старательно погонявший на перевале, догнал нас в этом тупике. После непродолжительной разведки, ставим лагерь, готовим пищу, пережидаем дождь; одним словом — отдыхаем. Хотя, казалось бы, отчего отдыхать то? — за день прошли всего-то пять километров, и высоту особо не сбросили, встали на отметке 2871 метра над уровнем моря. — Одним словом: весь день ничего не делали, собственно, как и всегда!

***

Спуск в долину Тюте

24.07.2016

Дождь монотонно настукивал по тенту палатки, нагоняя сон. По местному времени уже одиннадцатый час, утро позднее и хмурое, но идти дальше нет ни возможности, ни желания. Хочется лишь ещё глубже закопаться в спальник и не вылезать оттуда. Усталость от вчерашнего «ничего не деланья» сказывалась на всех, атмосфера в палатке была сонной, даже моя маленькая пони из головы не стремилась покорять новые вершины, предпочитая им пленительное тепло спальника и сухие крылья. И Резидент не бузил, разве что предпринял попытку зарядить аккумулятор для своей радиостанции с помощью «Радуги-2», но что-то пошло не так: вначале он вроде взбодрился и споро накручивал рукоятку, но постепенно его задор куда-то улетучивался, ручка крутилась всё медленнее, а затем и вовсе остановилась, и Резидент уснул.

Сон Резидента был беспокойный и непродолжительный. Беспомощно склонившись над «Радугой», он то и дело что-то бормотал, но потом вновь затихал, и вновь приходил в сознание, пытаясь бузить. Снова засыпал, давая слово дождю… Когда же «аватар» окончательно активировался, помимо вяло текущего бурчания, Резидент поинтересовался дальнейшими планами на день. Вполне резонный интерес, надо сказать. Ведь уже который час к ряду, мы сидим и ровным счётом ничего не делаем, а ведь ещё до конца не ясно каким образом нам спускаться в долину. Глядя на непрекращающийся дождь и красивые облака, зависшие в долине Тюте, стали подумывать о неплановой днёвке, на которую у нас было заложено время. А помимо всего прочего, не помешало бы поесть, поэтому я распаковал две горелки, заполнил канны водой, и гул горящего газа заглушил дождь. В процессе готовки, я поглядывал наружу, следил за дождевыми облаками, решившими было не пускать нас в долину, заодно сфотографировал фигурку Твайлайт на фоне облака. Казалось, что мы уже точно проведём здесь день, так и не спустившись в долину. Однако стоило нам до сыта наесться нашего фирменного «супокаша», как выглянуло солнышко, а тучи ушли в другие логии, открывая для нас путь в долину. Похоже, это была такая игра, наверно так оно и было, но в тот момент было не до размышлений, быстро собравшись, покатили свои велосипеды вдоль ручья, через заросли дикого лука и камни…
Камней было много, очень много… Судя по всему, мы первые, кто спускается в долину логом ручья, не говоря уже о велосипедах. Перетаскивать велы через нагромождения камней было непросто, местами приходилось снимать рюкзаки и таскать отдельно велы и рюкзаки. Останавливались здесь часто, отдыхали, ели лук, а затем снова штурмовали камни, сыпухи и воду.

Под конец изрядно устали, пришлось устроить привал, восстанавливая силы. Что приятно, здесь внизу, практически в самой долине, из человеческих артефактов, мы нашли только кусок алюминиевой трубки от раскладушки, уж не знаю, как он сюда попал, но, судя по всему, это было давно. И, эти люди поднимались сюда от Бельтира или Акташа, но не переваливали через Тюте.
Когда же наш привал возле небольшого озера закончился, пришлось вновь набирать высоту. Казалось бы, после перевала высоту нужно сбрасывать, но в горах всё иначе и чтобы сбросить высоту, её нужно сперва набрать. И снова двойками заталкиваем велики на гору, колёса постоянно упираются в нагромождения камней, застревают на сыпухах, но мы идее, идём вопреки, медленно приближаясь к вершине горки, отделяющей от нас долину.
Когда мы взобрались на вершину, начало смеркаться. В призрачном свете уходящего дня открывался великолепный вид на долину Тюте, его прекрасные изгибы и каменистый плёс с пасущимися лошадьми. Здеь они нашли для себя укромное местечко и паслись среди снегов и сочных альпийских лугов, им было хорошо и лошадки вовсе не ожидали увидеть гостей. Собственно, никто из нас не ожидал встречи, мою усталость как рукой сняло, с криком «Лошади!» я старательно волочил велосипед, стараясь поскорее приблизиться к лошадкам с включённой фотокамерой!
Лошадки в свою очередь не разделяли подобного энтузиазма, наоборот, смотрели на нашу гоп-компанию с изрядным недоверием, скорее даже как на дебилов. Здесь они привыкли жить без чужого внимания и живётся им вполне вольготно, оттого и недоверие к чужакам, тем более, что у многих здешних кобыл есть жеребята и они ревностно относятся к их безопасности. Возможно, они могли даже выразить своё недовольство, но маленькая пони из моей головы сказала им, что мы хорошие и в итоге нас пропустили с миром. Встали на ночёвку здесь же на плёсе, чуть отстранившись от косяка, чтобы не мешать лошадям своим присутствием. Лошади, к слову сказать, тоже проявили смекалку, и ушли подальше от нас, всё ещё до конца не доверяясь странным незнакомцам и маленькой пегаске.
Гул горелок наполняет палатку, кипит вода, неумолимо приближая очередной ужин, ещё один день остался позади, ещё один прокол у Резидента, новая удивительная встреча и неизвестная долина Тюте, куда после всех злоключений удалось таки спуститься.
Высота здесь 2622 метра, спускаемся помаленьку!

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.