26.07.2016

С самого утра стояла хорошая погода; долину согревали яркие лучики солнца, щедро одаривая нас знойным ароматом немногочисленных трав и чапараля, пробившихся сквозь суровые камни. По небу лениво проплывали редкие облачка, подгоняемые лёгким ветерком, попутно колышившим скудную растительность. На западе над долиной возвышались гордые громады ледников, провожавших в дальний путь быструю реку; нам бы тоже поспешить следом, но это чудесное место так просто не отпускало. На стоянке как обычно закипала жизнь, мы готовились к преодолению третьего озера, собирали вещи, готовили еду. А ведь в таких местах надо не забывать фотографировать и, бросив всё, я распаковал телефон, выполнявший функцию резервного фотоаппарата, взял фигурку Твайлайт Спаркл и принялся фотографировать её на фоне ледников. Каждый раз, фотографируя поняш среди красивых пейзажей, я словно оказываюсь в маленьком волшебном мире, окружающая реальность остаётся где-то далеко и потом очень странно и необычно возвращаться назад. Так было и в этот раз, я вернулся, бережно сжимая в кулачке фигурку Твай, а тут уже почти готов завтрак, горелки всё гудели, доводя до кондиции походный супокаш. Следующим осознанием реальности стал громкий хлопок.

Я уже почти собрал рюкзак и тащил его к велосипеду, подпёртому палкой-закидалкой, как раздался этот гром среди ясного неба. Подойдя ближе, я увидел спущенное заднее колесо, попытки его накачать не дали результатов, пришлось снимать и разбортировать колесо. После установки новой камеры, сборки и накачки колеса, я обнаружил сильнейший боковой порез покрышки, откуда выпирала большущая грыжа. Пришлось покрышку, поставленную в самом начале пути сменить на старую помятую, предварительно заложив внутрь отработавшую, разрезанную пополам камеру для дополнительной защиты от проколов. Это решение я обозвал «мамкиным инжинирингом» и со спокойной душой водрузил рюкзак на багажник. Не исключено, что это моя маленькая пони из головы так приревновала к Твайке, а может для перемещения по курумам стоит использовать более агрессивную резину, как знать…

Нехотя мы простились с этим чудесным видом, выдвигаясь на восток, вниз по течению Тюте; сухие ботинки снова промокли, заставляя преодолевать трудности этой суровой красоты. За этот день нам обязательно нужно было дойти до леса, он был уже совсем рядом, зелёное пятно на экране навигатора хоть и медленно, но всё же приближалось. Для этого движения требовались невероятные усилия: сброс озера уходил куда-то вглубь курума, местами прорываясь тонкими струйками средь камней. Этот спуск дался нам нелегко. Велосипеды приходилось волочить, наваливаясь всем весом, когда колёса упирались в камни. И, как это бывает, после спуска был подъём на живописный холм. Тропа петляла по его седловине, разветвляясь на множество мелких тропок, местами можно было упереться в удобные конские ступенечки, которые оценила моя поняша, но не я; с велосипедом в руках я не мог в полной мере разделить её энтузиазма, преодолевая преграды.

Чем дальше мы удалялись от стоянки, тем хуже становилась погода. От чудесного солнечного утра не осталось и следа, снова сгустились облака, моросил дождь, смачивая камни. Внезапно седловина закончилась крутым спуском, и, конная тропа перешла в автомобильную колею. Спуск казался крутым и опасным, промокшие камни никак не добавляли уверенности, здесь, как и всегда, отличился Беркут, скатившись вниз на велосипеде, мы же предпочли спуститься пешком под раздражённое ворчание Гоблина.
Уже вечерело, и мы попали в лес, все уставшие, особенно Тан Яла ведь это её первый и сразу сложный поход.
Дорога привела нас к переправе. Тюте уже не тот ветвящийся ручеёк, каким был там наверху – это бурлящая горная река с сильным течением. Глубина здесь мала, зато течение быстрое и дно скользкое, каменистое. Удержать равновесие в потоке очень сложно, а с грузом особенно.
Столпились у переправы, нам нужно переправиться на южный берег Тюте, и в который раз уже взять высоту, поднявшись вверх по склону среди тайги извилистой лошадиной тропой. Без помощи Резидента никак не обойтись, он у нас самый массивный и его не так сильно сносит потоком, вооружившись палками для дополнительной устойчивости, он уверенно шагает в ледяной поток и измеряет глубину. Тем временем мы снимаем рюкзаки с велосипедов, готовясь переносить их в два этапа. Так Резидент перевёл нас всех на другой берег, помогая не умчаться вниз с потоком. Конечно, здорово иметь пару мощных крыльев: не нужны переправы и виды красивей, но такие возможности есть только у моей поняши. А всем остальным ползти вверх по заботливо натоптанным лошадьми ступенькам! С каждой ступенькой я бормотал что-то матерное себе под нос, а поняшка лишь подзадоривала, подлетала ко мне и начинала грациозно вышагивать по ступенькам, приговаривая: « Смотри! Это же так просто: сперва переднюю ножку! Так! Вот! Выше, тянешь! Теперь заднюю, прямо как я! Вот молодчина! Скок и следующая ступенька, чередуй ножки! Вот и умничка!» — и вот как на неё злиться? Её подколки даже бодрили, помогали двигаться дальше, что даже сквернословить расхотелось.

Тропинка, протоптанная лошадьми, привела нас в одно интересное место. Тюте шумел где-то внизу, а здесь на склоне, среди могучих кедров и лиственниц, на небольшом плато, притаились остатки старого жилища. Скорее это были напоминания о былой жизни. Через густую поросль сфагнума проглядывались очертания фундамента, здесь же лежала пара сохранившихся брёвен. Других антропогенных следов также хватало с избытком: я нашёл здесь позабытую помойку в зарослях жимолости, заваленную стеклянными банками из-под консервов, на тропе в грунт было втоптано множество мелких осколков стекла и остатки старых батареек. Предположительно это были сухие анодно-накальные батареи для ламповой радиоаппаратуры. Может это были геологи, а может метеорологи? Сейчас уже трудно сказать, но частично сохранившиеся колеи дороги – это судя по всему их работа.
Любопытно другое: куда делся дом и что здесь вообще произошло? По мнению Беркута, сошла лавина, что не лишено смысла – сверху практически отвесная скала и лес, а судя по найденным артефактам, люди были здесь в конце 50-х – начале 60-х, а значит, лес вполне мог вырасти заново, скрывая трассу сошедшей лавины.
Так или иначе, решили остановиться на ночлег здесь. Я взял канистры и направился вниз по тропе к Тюте за водой. Поняша бодро устремилась за мной, ей тоже нравятся загадочные места со странной предысторией. И ещё она с большим воодушевлением рассказывала о своих впечатлениях и о том, как она соскучилась по зелёному океану тайги, ведь уже столько дней у нас была одна только горная тундра, а ей так нравится нырять под кроны деревьев и прятаться там ото всех. И, также внезапно появляться оттуда!
Места на плато не так много, поэтому одну палатку поставили прямо на месте бывшего дома – в ней расположились Резидент, Сталкер, поняша и я, а другую палатку установили чуть поодаль, вне границ фундамента – там ночевали Беркут, Гоблин и Тан Яла.
К ночи снова прояснилось, только редкие облака на небе и звёзды, ну а нам пора спать, завтра нас ждёт спуск по тропе и ещё три переправы. Сейчас стоим на высоте 2210 м.

27.07.2016

Утро обрадовало хорошей погодой, снова было солнечно и с нашей стоянки открывались прекрасные виды на бескрайние зелёные склоны. Где-то в глубине этой зелени притаился Тюте, а это минимум две бурных переправы, значит сегодня у Резидента ответственный день. А он как раз не выспался… Оказалось, что руины старой избы были только на вид ровными, под нашим весом мох примялся и наши тела скатывались в какие-то углубления. Мне удалось свернуться калачиком в образовавшейся ямке и уснуть, а Резидент ворочался, подыскивая наиболее удобное положение, но не мог – ему что-то мешало.
И этот день, как и предыдущий, начался с фотографирования стоянки и поняш, на сей раз решил запечатлеть Твай вместе с Дашей среди леса, гор и облаков. И, после завтрака и сборов, мы начали спуск. Кое-где дорога была двухколейной, а где-то снова становилась узенькой тропкой, удобной лишь для лошадиной грации. Здесь Беркут большую часть дороги ехал на велосипеде, а все остальные, включая меня, предпочитали его катить, позабыв за последние дни о том, что на велосипеде можно ездить сидя верхом.

Тропа всё время стремилась вниз, только иногда слегка забирала вверх, но потом продолжала свой спуск. Так мы дошли до переправы, сперва до одной, а потом и до второй — это были очень непростые переправы, но Резидент справился; мы все справились!

Третья переправа уже через Кызылярык была очень простой, её прошли, не снимая рюкзаков, как обычный ручей. Здесь же неподалёку навеки застыли обломки старого трактора, возможно, там наверху, мы встречали его следы, понемногу затаптываемые лошадьми.

За переправой дорога разветвлялась: с одной стороны виднелся Курай, а в другую сторону дорога уходила к Бельтиру. Это снова подъём, но хороший, накатанный, сюда временами проезжают на машинах, я было подумал, что по таким дорогам мы доберёмся до Бельтира, но моя пони как-то подозрительно улыбнулась и, когда мы вышли на просторную поляну, по краям которой росли могучие кедры, тайна её улыбки раскрылась сама собой. Здесь следы автомобиля оборвались и вновь вереница лошадиных следов, мокрые камни – халявной дороги не будет.
Чтобы не тратить сил впустую, я со Сталкером пошёл на разведку. Нам нужно было точно знать: по какой стороне реки идёт тропа. Без труда перебравшись через Кызылярык, мы пошли по автомобильным следам, но в итоге также пришли в тупик. Бурелом нагдядно показывал нам, что вариантов, кроме взмывающей вверх размокшей тропы – у нас нет. Связались по рации с Беркутом и рассказали ему о творящемся здесь безобразии. Единственной причиной наличия здесь автомобильных колей – были орехи, именно за ними сюда приезжают люди, да и исконные обитатели леса тоже в обиде не остаются. Пока мы осматривали поляну и бурелом, в ветвях кедра юркнула белка, наверное, в поисках орехов, а может, присматривала за нами. Мало ли что мы замышляем, нужно же проследить!

Сняв на видео прыткую белку, мы вернулись к группе и принялись таскать велосипеды двойками, иначе уж очень трудно давался подъём. Тропа была очень сырой и крутой, гружёный велосипед то увязал, то соскальзывал вниз по камням, нивелируя все усилия, затраченные на преодоление драгоценных сантиметров, это ужасно деморализовало. Было буквально как в той песне «шаг вперёд и два назад», здесь я как никогда ощутил смысл этого выражения.

Так продолжалось до самого вечера, уже смеркалось, как мы, облегчённо вздохнув, выбрались на пологий участок и встали среди кедров. Здесь высота 2147 метров и завтра нам предстоит продолжить подъём. Таково правило гор – чтобы спуститься, нужно хорошенько подняться.

4 комментария

• Минос
  • Пушистый Чешир Шрёдингера
Это все очень круто, и виды красивые, но почему ты довыкладываешь это аж сейчас?
keyboard_arrow_down
Да, виды там очень красивые, потому то каждый раз стремимся туда! Изначально я планировал дописать этот отчёт ещё в прошлом году, но… что-то пошло не так и вот спустя два года (!) отчёт уже почти готов.
  • J-sama
  • Пи худее Тау в два раза!
о, а мя тя на табуне сегодня видел, привет ^_^
Привет)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.